Русские "Рапторы" получат "неродной" двигатель

ВВС России намерены закупить более 60 самолетов пятого поколения.

13 Июля 2010 14:50:42

ВВС России закупят с 2015–2016 годов более 60 самолетов пятого поколения, заявил во вторник главком ВВС России Александр Зелин.

Вместе с тем, как передает Интерфакс, главком не исключил, что первая партия самолетов пятого поколения будет оснащена старым двигателем, а "к серийным поставкам мы уже будем иметь тот двигатель, который нужен".

"В настоящее время мы поднимаем в воздух самолет пятого поколения на неродном двигателе, то есть не на том, который будет на серийном образце. Однако решение о создании нового двигателя принято, и объединенная двигателестроительная корпорация будет его создавать", - рассказал Зелин.

Проект истребителя пятого поколения, который разрабатывает Россия и Индия, превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность", объявил ранее гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян.

"В планы компании "Сухой" входит дальнейшее развитие программы, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами, - отметил Погосян. - Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность". По словам Погосяна, российско-индийский истребитель пятого поколения "позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке".

29 января состоялся первый полет российского истребителя пятого поколения. "Все задачи, которые были поставлены на первый полет нового российского истребителя пятого поколения, успешно решены, - сообщила представитель пресс-службы компании "Сухой" Ольга Каюкова. - Полет прошел успешно. Самолет провел в воздухе 47 минут. Пилотировал истребитель заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. Все системы самолета работали в штатном режиме". По стоимости расхода двигатель можно сравнить с  цены volkswagen scirocco.

Истребитель пятого поколения, который в России называют еще перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАКФА), разрабатывается с 1990-х годов. ПАКФА выходит на летные испытания и уже в ближайшие годы ВВС получат его на вооружение, заявил в этом году главком ВВС Александр Зелин. В рамках гособоронзаказа в Комсомольске-на-Амуре созданы три образца боевого самолета пятого поколения.

Российский штурмовик будет обладать характеристиками, аналогичными американскому F-22 «Raptor»: сверхзвуковой скоростью (более 1200 км/ч), сверхманевренностью, малой заметностью в инфракрасном и радиолокационном полях. Кроме того, особые требования предъявляются к «интеллекту» машины. Самолет должен уметь создавать вокруг себя круговое информационное поле, прицеливаться одновременно по воздушным и наземным объектам, обстреливать противника во всех ракурсах: вперед, вбок и даже назад. При этом одна из основных задач - сократить время и стоимость технического обслуживания. Стоимость полета должна быть уменьшена по сравнению с существующими образцами. Час полета Су-27 обходится примерно в $10 тысяч, тогда как американский F-22 сжигает за час всего лишь $1,5 тысячи.

По оценкам специалистов, себестоимость российских самолетов примерно в два раза ниже американских. Исходя из этой логики, можно прикинуть, что стоимость ПАК ФА будет колебаться в пределах $60 - $100 млн. Колоссальные деньги для российского военного бюджета, который меньше американского в 25 раз. В силу небольшого серийного тиража цены на машину будут непомерными и неконкурентными на экспортном рынке вооружений. Традиционно покупатели российского оружия страны не богатые, которых, прежде всего, привлекает не новейшее техническое совершенство, а соотношение цена-качество.

Военный аналитик Александ Гольц сомневается в том, что создание самолета подобного «Раптору» в нашей стране вообще возможно. Су-35 – лишь один из примеров того, как военная промышленность России вынимает из нафталина старые образцы техники и пытается продавать их как новые, в том числе и нашей армии. «В конце 1980-х годов в СССР появились новые образцы вооружений, которые не пошли в производство, но их можно считать новыми только в том смысле, что их не выпускали серийно» - считает эксперт.

Американцы уже прошли по этому пути и теперь с удивлением наблюдают, как мы собираемся наступить на те же грабли. Эксперты Пьер Спрей и Джеймс Стивенсон признали ошибкой Пентагона разработку F-22. Против этого проекта говорит его непомерная стоимость и сложность. Вначале ВВС США планировали заказать 750 самолетов по $149 млн. за штуку, затем заказ сократили до 138, что вызвало увеличение стоимости аэроплана до $355 млн. Кроме того, у Пентагона возникла проблема с подготовкой кадров. Вследствие слишком раздутого бюджета американцы были вынуждены свернуть программы обучения пилотов.

Кроме того, эксперты обвиняют военное ведомство США в том, что оно оторвалось от реальности в погоне за технологическим превосходством над потенциальными противниками. А их сейчас в мире нет и в ближайшие 30 лет не будет. То есть не будет угроз, адекватных возможностям F-22. Война против стран с развитой военной инфраструктурой, такими, как Россия или Китай, для Америки маловероятна. Более того, даже если бы такое столкновение произошло и страны по каким-либо причинам отказались от использования ядерного оружия, Соединенным Штатам хватило бы уже существовавшей мощи, чтобы одержать практически бескровную победу.

Наперегонки с Китаем

КНР удалось создать копию российского палубного истребителя Су-33, оснащенного складывающимся крылом. Модель, созданная Шеньянской авиационной корпорацией Китая, названа J-15 («Цзянь-15»). Чтобы клонировать "сушку", Китай взял за основу опытный самолет Т10К советских времен, который удалось получить от Украины.

Су-33 — палубный истребитель, находящийся на вооружении ВМФ РФ с 1991 г. Он оснащен складывающимся крылом и стабилизатором, кроме того, он выполнен по схеме «триплан» с передним горизонтальным оперением, установленным на наплыве крыла. Самолет до сих пор не имел аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходил истребители Р-14 и Р-18, находящиеся на вооружении ВМФ и корпуса морской пехоты США.

Ранее КНР успешно "клонировала" истребители Су-27/30 и МиГ-29.  Впрочем, китайские самолеты пока уступают российским, так как у них нет нормальных двигателей типа российского АЛ-31Ф. И все-таки у российских военных поставщиков есть только один шанс сохранить рынок и нынешний уровень доходов - непрерывно создавать более совершенные самолеты. В конце апреля российский истребитель пятого поколения совершил первый испытательный полет в подмосковном Жуковском после доставки из Комсомольска-на-Амуре. По сути, он означает начало основного этапа летных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Машина провела в воздухе 40 минут. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.

смотрите также

показать больше статей