авторский блок

Одиночество России в «валдайской доктрине» Путина

На этой неделе Владимир Путин выступил с речью в дискуссионном клубе «Валдай». Риторика президента, своеобразные оценки, данные им всей мировой политике, многим напомнили его же мюнхенскую речь 2007 года.

26 Октября 2014 14:30:28
автор: Петр Лечищев

На этой неделе Владимир Путин выступил с речью в дискуссионном клубе «Валдай». Риторика президента, своеобразные оценки, данные им всей мировой политике, многим напомнили его же мюнхенскую речь 2007 года. Только в этот раз Владимир Владимирович, вероятно, был даже более прямолинеен, со своей яростной критикой Запада и в частности – США, которые фактически обвинил в попытке «рулить миром».

Эта речь может войти в историю как самое антиамериканское из путинских выступлений. По крайней мере, на сегодняшний день. За прошедшие после Мюнхена 7 лет отношения Москвы и Вашингтона серьезно ухудшились, и речь Путина – прямое тому подтверждение. Если в Мюнхене в 2007 году Путин говорил о том, что пора забыть «холодную войну» и начать работать рука об руку с новой Россией, то сегодня он поменял повестку. Россия больше не собирается претендовать на обсуждение мировых решений или участвовать в разруливании конфликтов вроде сирийского. На Валдае Владимир Путин четко заявил, что более не нуждается в партнерстве с «американскими коллегами», а хочет сосредоточиться на усилении роли России на территории бывшего СССР.

Владимир Путин больше не говорит о многополярности мира и соблюдении РФ правил игры. Их больше нет, а вместо них – хаос, который раздвигает границы для Владимира Путина. Но тут возникает вопрос, на кого ориентировано это выступление? И чем подкрепляется уверенный тон речей? В 2007 году Америка Джорджа Буша разваливалась, и Путин хотел лишь «подтолкнуть» падающих республиканцев. Валдай-2014 - совсем другое дело: следствием таких речей должно быть прямое действие, акция вкупе с союзниками, которых сегодня у России нет.

Интересно, что Владимир Путин пытается разделить образ врага – отделяя «старую» Европу от США и их сателлитов (страны Восточной Европы, Украина и т.д.). Этим Путин пытается опровергнуть тезис, что игровые элиты единогласно настроены против него. Им он предлагает снять острый вопрос (украинский конфликт) и вернуться к партнерству с Москвой. В этом и состоит слабая сторона этой «Валдайской доктрины» (которую кратко сформулировал Вячеслав Володин: «Нет Путина – нет России»).

Путин на форуме Валдай

Одной из основных проблем, конечно же, остается украинский кризис. По отношению к нему в словах Путина очевидны двойные стандарты. С одной стороны, он выступает против «авторитарного Вашингтона», обвиняя его в хаотизации мировой политики, между тем, Москва поступает практически аналогично, поддерживая мятежников на Донбасе. «Косовский» сценарий для Крыма – еще одно тому подтверждение.

Взамен Путин предлагает мировому сообществу не союз, но партнерство. Суверенного «медведя» с западными соседями. Увы, в условиях украинского конфликта – это невозможно. Партнерство ЕС и РФ обречено лишь на увядание. Но что взамен? И главный вопрос – кто может стать России союзником? Взяв ее с «приданым» в виде Крыма и Новороссии? Увы, каких-то респектабельных партнеров (не считая так называемых «друзей Путина» в Европарламенте), с которыми могла бы объединиться Россия против США, у нее нет.

Германия, Франция и Италия постепенно сворачивают диалог с РФ, но Владимир Путин видит в этом лишь «руку США». Ему кажется, что Меркель и ее партнеров заставляют идти на санкционную политику в отношении России, а украинский кризис для них в принципе не важен. Результат – сознательное одиночество России и изоляционная модель экономики.

Но способна ли Россия противостоять всему Западу в одиночку? Вашингтон услышал новую доктрину РФ и будет продолжать политику, направленную на отстранение от власти лично Владимира Путина. Очевидно, что сегодня у США гораздо больше возможностей навредить России, чем наоборот. По всей видимости, Путин видит шанс в ослаблении самих Штатов, которым грозят исламские террористы, экономические кризисы и слабость действующего президента Барака Обамы. Минус этой концепции лишь в том, что она вполне может оказаться ошибочной и несбыточной. 

смотрите также

показать больше статей