интервью

И. Гращенков: «конкурентам ЕР на выборах в ГД-2016 понадобятся политтехнологи»

Подготовительный этап политического сезона 2016 г. стартовал. О том, почему стране может не хватить специалистов политических профессий, кто проголосует за «Родину» и почему «черный пиар» - это нормально...

07 Ноября 2015 12:58:18
автор: Игорь Романов

Подготовительный этап политического сезона 2016 г. стартовал. О том, почему стране может не хватить специалистов политических профессий, кто проголосует за «Родину» и почему «черный пиар» - это нормально, газете «Неделя» рассказал руководитель Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. 

По нашим оценкам, спрос на услуги политтехнологов возрастет примерно вдвое. Раньше партии на уровне регионов, как правило, обходились своими силами. Консультанты привлекались только одномандатниками. А сегодня все партии привлекают специалистов, чтобы провести локальную кампанию по пропаганде, во-первых, самой партии и, во-вторых, в региональном списке. Активную кампанию в каждом округе будут вести как минимум шесть-семь партий – «Единая Россия», «Справедливая Россия», коммунисты, ЛДПР, «Родина», «Гражданская платформа», РПР-Парнас.

- Провластные политологи говорят о том, что на выборах опять будут использовать много «черного пиара»…

- «Черный пиар» придумали для того, чтобы пугать самих себя. Негативная подача информации - абсолютно нормальный прием влияния на общественное мнение, существующий во всем мире. Если власти есть чем ответить – никакой черный пиар ей е должен быть страшен.

- Какие новинки прогнозируете в выборных технологиях?

- Общая тенденция - переход от манипуляции формами, словами к манипуляции смыслами. Например, смысловые двойники, скажем против КПРФ выставляются «Коммунисты России», которые говорят примерно то же самое. Двойниками «Справедливой России» выступает та же «Родина», а «Парнаса» - «Гражданская платформа». Ну и развитие интернет-технологий, хотя по-прежнему это скорее имиджевая часть кампании. С другой стороны, уже подросла та часть электората, которых можно мобилизовать через те же социальные сети. В крупных городах это 7-8%, в столице – все 15%.

- У вас есть заказы, связанные с думской кампанией?

- Мы, я имею ввиду Фонд изучения электоральной политики (ФИЭП), часть которого является Центр, консультируем несколько партий, которые хотят обыграть «Единую Россию» в регионах.  Но, конечно, интереснее работать с одномандатниками. Это персоналии, а раскручивать персоналии всегда интересно. Я вообще считаю, что время списков и депутатов nonameпрошло, нельзя быть представителем народа, при этом, будучи мизантропом и отгораживаясь от «страшного» электората. Сейчас таких много среди исполнительной власти – губернаторов, мэров. Это назначенцы, которые страшно далеки от реального понимания проблем своего народа. Манипулируют понятиями: ЖКХ, программы, бюджет. А за этими словами – пустота.

- Кстати, что касается «манипуляций формами», многие жалуются как раз на политтехнологов, на их «технологические» приемчики, которые якобы одурачивают людей…

- Да, знаю, многие жалуются в кремлевскую администрацию, на «расшатывание» политической ситуации, тот же «черный пиар», а на самом деле за этим не стоит ничего, кроме желания без всякой политической борьбы хапнуть власть. Мы работаем со многими политконсультантами, которые, по сути, являются прародителями российского предвыборного пиара.

- Платформы многих партий, как вы сами сказали, похожи как две капли воды. То, что подобное борется с подобным, снижает или повышает градус противостояния?

- Для самих партий это, конечно, плохо. Их основная проблема - найти, чем они отличаются друг от друга. Ну, а избирателям на это по большому счету наплевать. Они уже доведены до высокой степени отвращения к выборам. Они знают, что это всегда пустые обещания и возможность для кого-то заработать. Наивных почти не осталось. Не знаю, что там пишут ВЦИОМ, но, по нашим оценкам, явка на ту же Госдуму будет не высокой. Партии понимают, что интерес к выборам теряется, поэтому и нанимают людей, чтобы этот интерес поднять.

- При такой тенденции институт выборов вообще может сойти на нет.

- Мы опять себя пугаем. Во всем мире политической, партийной жизнью интересуются в среднем 30-40% населения. Вот и пускай они читают программы, ходят на избирательные участки. Мы просто привыкли, что в России все время что-то такое происходит. У нас хотят, чтобы было шоу, зрелища. А что? Давайте действительно устроим для повышения явки. Если будет скандал, интрига, нерв, вот тогда народ точно рванет на выборы.

- Предыдущую избирательную кампанию партия власти провела под лозунгом патриотизма, присоединения Крыма, что будет на этот раз?

- Это интересно, так как не будет монополии «Единой России» на образ Путина, которые с недавнего времени «наше все»: собрал страну, усовершенствовал ее. Теперь должна быть политическая сила, которая обеспечит продолжение этого курса. И не одна. Сейчас патриотическую тему будут эксплуатировать «единоросы» и коммунисты, выдвиженцы от ОНФ и прочих партий. Поэтому конкурировать придется в одном сегменте. Кто сумеет сменить федеральную повестку на региональную, вникнет в нее, тот и имеет шанс победить в этой борьбе.

- Проявит ли себя в нынешней кампании возможный преемник Путина?

- Если рассматривать наше политическое планирование как обкатки общественного мнения, то преемник обязательно проявится, проблема только в том, что их там много. Каждый будет стараться увеличить свое политическое влияние. Вот Медведев возглавит «Единую Россию», значит, придется ОНФ Володина с ним где-то конкурировать?

- В этом и есть интрига избирательной кампании?

- Да, первая интрига – даст ли система провести реально демократические выборы. Вторая, как поведет себя ОНФ, побегут ли туда выбывшие из праймериз. Третья – пропустят ли внесистемную оппозицию. Сейчас ситуация такая, что почти все партии находятся на стадии укомплектовки региональных списков и одномандатников. Но после Нового года лавочка закроется и опоздавшим опять придется вести борьбу, за попадание в процесс.

- И еще: приобретет ли «Единая Россия» желаемое количество мест в ГД-2016?

- Такого большинства, как сейчас, у нее не будет. Посчитайте, сколько в этом случае надо набрать процентов. Но это и не важно. Есть ОНФ, коммунисты, ЛДПР. Эти системные игроки всегда обеспечат кворум любому важному законопроекту.

- Считается, что исход выборов предопределяется контролем над ТВ. Могут ли нынешние выборы показать, что это не так?

- На днях мы как раз обсуждали этот вопрос с одним моим коллегой. Он опровергал эту теорию еще в далеком 2004 году, когда говорил, что кампании выигрываются полевыми технологиями, а не телекнопкой. В России есть целый ряд стереотипов, связанных с выборами, которые не имеют никакого отношения к реальности. Это один из них. С помощью так называемого информвброса максимум, на что можно рассчитывать, это плюс-минус 5-10% к рейтингу кандидата или партии в том или ином регионе. А если делить на всю страну, выходит 2-3% и «телек» не работает. Это должны понимать партии вроде «Родины» и «Гражданской платформы», которые могут совершить роковую ошибку – сделать ставку на эфир. Они потратят миллионные бюджеты и не смогут преодолеть даже порог попадания в ГД. Работа с общественными объединениями, вот ключ к успеху. При грамотном подходе можно из 0,5% рейтинга сделать 15% для любой партии, в свое время наши специалисты показали такой прирост для той же «Родины» в ЮФО. 

смотрите также

показать больше статей