Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего...

Валерию Окулову, стоящему у руля, простите, штурвала, «Аэрофлота» уже целых семь лет, предстоит оставить свое кресло. Сегодня, 26 марта, на заседании Совета директоров Аэрофлота был утвержден новый генеральный директор - им стал первый вице-президент АФК «Система» Виталий Савельев.

26 Марта 2009 16:33:00
Валерию Окулову, стоящему у руля, простите, штурвала, «Аэрофлота» уже целых семь лет, предстоит оставить свое кресло. Сегодня, 26 марта, на заседании Совета директоров Аэрофлота был утвержден новый генеральный директор - им стал первый вице-президент АФК «Система» Виталий Савельев.
Напомним, что ранее Правительство РФ утвердило кандидатами в совет директоров крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот» трех человек, не входящих в действующий состав совета. Кроме первого вице-президента АФК «Система» Виталия Савельева, туда вошел заместитель гендиректора «ЮниКредит Атон» Андрей Столяров и директор департамента Минэкономразвития России Алексей Уваров.
По данным источника из Правительства РФ, смена Окулова говорит о попытке усиления клана «силовиков» во главе с Игорем Сечиным и Игорем Левитиным. «Левитин предлагал Окулову и должность главы Росавиации, но это просто смешно, никто не захотел возглавить это ведомство в период хаоса царящего на рынке авиаперевозок. Туда назначили военного – Геннадия Курзенкова, но вряд ли ему удастся навести там порядок».

Кстати, не так давно совет директоров международного аэропорта Шереметьево (МАШ) после двух лет споров одобрил покупку у «Аэрофлота» 25% плюс + 1 акция ОАО «Терминал», которое строит «Шереметьево-3». Камнем преткновения были ограничения прав МАШ как совладельца «Терминала», на которых настаивал «Аэрофлот». В конце концов МАШ согласился на ограничения, но только на срок до завершения строительства Шереметьево-3. Как полагают эксперты, МАШ повысил свои шансы на участие в оперативном управлении новым терминалом. А учитывая то, что во главе крупнейшего аэропорта стоит сам Игорь Левитин, здесь напрямую вырисовывается интерес госсектора, который пытается навести на рынке порядок.

Кстати, недавно президент группы «ОНЭКСИМ», вошел в список кандидатов в совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» в качестве независимого директора. Кроме него независимыми директорами могут стать директор по стратегии и региональному развитию ОАО «СУЭК» Анна Белова, управляющий директор ИК «Тройка Диалог» Андрей Шаронов, заместитель гендиректора ОАО «Полиметалл» Зумруд Рустамова. В список кандидатов для избрания на годовом собрании также включены министр транспорта РФ Игорь Левитин, который сейчас возглавляет совет директоров МАШ, заместитель руководителя аппарата правительства РФ Кирилл Андросов, гендиректор МАШ Михаил Василенко, заместитель председателя правительства Московской области - министр транспорта Московской области Петр Кацыв, первый зампред ВЭБа Анатолий Тихонов.

Кстати, Минэкономразвития еще с 2005 года предлагает приватизировать 51% «Аэрофлота».  Еще Германа Греф подготовил проект указа президента, исключающий авиакомпанию из списка стратегических предприятий. А ранее приватизацией «Аэрофлота» уже интересовалась НРК, «Альфа-групп», «Базовый элемент» и «Ренова».

Что касается самого Окулова, напомним, что после своего назначения на должность он был занят «очищением» компании от ставленников Бориса Березовского, затем работал под плотной опекой председателя совета директоров - помощника премьера Александра Зурабова. Противостояние между ними никогда не выходило в свет. Однако затем критиковать менеджмент компании стала Национальная резервная корпорация Александра Лебедева, которой принадлежит около 27% акций «Аэрофлота».
Всего НРК насчитала семь грехов менеджмента, в том числе сокращение авиапарка, неспособность выйти на операционную прибыль, высокие расходы на дистрибьюцию билетов и неэффективное распоряжение недвижимостью.

Сейчас, в период экономического кризиса государство вполне может реализовать свои планы относительно «Аэрофлота». Но, по мнению экспертов, государство - неэффективный и «аморфный» собственник. В условиях усиления конкуренции «Аэрофлоту» нужен активный, финансово состоятельный акционер, который хорошо разбирается в отрасли. Есть конечно шанс, что приватизацией «Аэрофлота» заинтересуются многие финансово-промышленные группы. Впрочем, многое будет зависеть от условий приватизации. И сейчас у государства на руках все козыри.

Кстати, чтобы оживить рынок у государства в свое время был целый план, как придумать «Аэрофлоту» двойника. В свое время Федеральная служба воздушного транспорта намеревалась создать "Аэрофлоту" искусственного конкурента, чтобы создать конкурентоспособную обстановку на рынке авиаперевозок. Идея создания конкурента «Аэрофлоту» была не нова. С распадом СССР и общесоюзного "Аэрофлота", состоявшего из 18 региональных управлений гражданской авиации и крупных авиаотрядов, в России образовалось несколько сотен авиаперевозчиков. Идея принадлежала Герману Грефу (тогда еще лишь заму главы Минимущества), и генеральный директор «Аэрофлота» и зять Бориса Ельцина Валерий Окулов уже тогда мог перестать быть неприкосновенной фигурой. В итоге конкурент был создан в лице ГТК «Россия» и в «Аэрофлоте» возобновляется утихшая было борьба за рычаги управления.

Ранее ГТК «Россия» собиралась выйти с инициативой объединения всех государственных ФГУПов под своим началом. На сегодняшний день существует несколько проектов такого объединения, которые имеют практически равные шансы на реализацию. Но независимые эксперты не видят особого смысла в формировании одного государственного авиаперевозчика. Ведь для страны нашего типа необходимо большое количество авиакомпаний. Эффективность управления структурой, созданной из ФГУПов, разбросанных на больших расстояниях будет невысокой.
 
Борис БАКИР
 

смотрите также

показать больше статей