статья

Призраки коммунизма

В Советском Союзе тоже были свои бренды. Марки обуви, часов, костюмов, сорта коньяка и пива. Сегодня советские бренды вновь набирают популярность.

02 Ноября 2014 19:34:31
автор: Ирина Александрова

Советские бренды вновь набирают популярность. Причин тому много: от ностальгии до реальной конкуренции качественных отечественных товаров с китайским ширпотребом. Пройдя испытание 90-х завезенной импортной дешевкой вроде спирта «Рояль», соевой ветчиной или поддельными костюмами «Адидас», советский человек возвращается к ценностям своего детства.

В Советском Союзе тоже были свои бренды. Марки обуви, часов, костюмов, сорта коньяка и пива. Детские воспоминания и вовсе самые сильные. Поэтому газированная вода «Буратино» и мороженое «Эскимо» гипнотически воздействуют на подсознание выросших детей.

Так какое будущее у советских брендов? Маркетологи мыслят по-разному. Ранее преобладало мнение, что уставшие от «совка» люди никогда не вернуться к опостылевшим товарам. Новые качественные товары, в красивых упаковках, не могли конкурировать со старыми советскими технологиями. Но ситуация начала кардинально меняться. Если раньше пиво «Жигулевское», ассоциировалось с мутным прокисшим напитком, разлитым из грязной бочки у метро, то сегодня это качественный напиток, но с характерным вкусом студенческой молодости. Конечно, в этом случае ностальгия выступает дополнительным двигателем торговли.

О перспективности советских брендов заговорили и депутаты. Ожесточенные споры в суде за права на советское наследие натолкнули законодателей на мысль о национализации марок прошлого. Сенатор Эдуард Россель считает, что бренды, созданные на государственные деньги, завоевавшие доверие потребителей годами, являются общественным достоянием. На данный момент законопроект находится в разработке.

В Ассоциации брендинговых компаний России считают, что бренд – это актив компании, иногда стоящий дороже, чем мощности производства. «Ретробренды объект любви и уважения потребителя», - считает член АБК Алексей Андреев, - «торговые марки уже обрели окончательных хозяев и если бренд находится в хороших руках, потребитель получит качественный продукт».

К таким брендам можно отнести универмаг «Детский мир» - один из известнейших брендов товаров для детей. Сегодня лишь логотип, буквы «ДМ» напоминают о советском прошлом.

В пищевой промышленности таких брендов масса. От алкогольной продукции, вроде «Жигулевского» и «Советского Шампанского» до шоколада «Аленка» и «Докторской» колбасы. Сигареты «Ява», автомобили «Лада». В одежде и стиле это фабрика «Большевичка», шьющая костюмы и часовой завод выпускающий часы «Ракета» и «Победа».

Перечислять бренды можно очень долго. По данным социологической службы «Ромир-мониторинг» около 2/3 россиян доверяют русскоязычным брендам. При одинаковой цене шесть из десяти опрошенных купили бы продукт отечественной марки. В целом 62% потребителей  больше доверяют нашим маркам. А зарубежные бренды предпочитают лишь 9%. Правда, рынок неопределившихся широк - 29%.

Ретропотребители

Так называют тех, кто старается покупать товары из чувств ностальгии. Часто ими становятся и те, кто в силу возраста не контактировал с оригиналами, а любовь к старым брендам им привила реклама. Это относится к хипстерам, любителям «винтажных» вещей.

История советских брендов играет им на руку. Да и массовое сознание меняется. Из продажи исчезли бейсболки USA, а их место заняли майки Россия. Сегодня США и Европу многие связывают с образом врага. Пропаганда этому способствует, происходит переоценка ценностей. Русское и советское – снова в моде. Назло «врагу», мы готовы замкнуться в собственном мире.

И доверяют российским брендам не просто так. Больше чем бренд и цена важна свежесть товара (если речь идет о продуктах питания), так считают 40% опрошенных. Столько же (39%) смотрят на состав ингредиентов. А на отсутствие красителей и консервантов обращают внимание 16%. Более 20% покупаются на красивую упаковку товара. Интересно, что отечественные бренды лучше угадывают настроения россиян, чем зарубежные маркетологи.

Итак, за почти 100 лет советской истории страна породила множество брендов, которым суждено пройти отбор временем на современном рынке. Те, которые переживут конкуренцию, останутся навсегда. Так же формировались европейские марки, история многих из которых насчитывают сотни лет.

смотрите также

показать больше статей