Кинорежиссер Павел Любимов умер защищая свои права

Кинорежиссер Павел Любимов, автор фильмов "Бегущая по волнам", "Школьный вальс" скончался в Москве на 72-м году жизни.

24 Июня 2010 18:24:35
Кинорежиссер Павел Любимов, автор фильмов "Бегущая по волнам", "Школьный вальс" скончался в Москве на 72-м году жизни.  "Информация о похоронах и прощании будет позже", - сказали "Интерфаксу" в гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов России. П.Любимов родился 7 сентября 1938 года в Москве. В 1962 году окончил режиссерский факультет ВГИК. С 1963 года работал на киностудии им. Горького.
 
Он снял фильмы "Женщины" (1965), "Бегущая по волнам" (1967), "Весенний призыв" (1976), "Школьный вальс" (1977), "Следопыт" (1987), "Гол в Спасские ворота" (1990), "Призрак дома моего" (1994) и другие.
 
За права, свои и коллег
Напомним, что до конца своих дней Павел Любимов вел общественную деятельность. Он первым из гильдии киношников решил отстаивать в Конституционном суде свои права. А по большому счету – и права всех своих коллег. Дело в том, что по современному законодательству только композитор имеет официальное право получать авторские гонорары с трансляций кинокартин.

Фемида против режиссеров
Сам Павел Григорьевич, долгие годы проработавший на Киностудии им. Горького, уже вышел на пенсию, но желание восстановить справедливость у режиссера (теперь уже официально не зависимого от различных киноорганизаций) осталось. Его фильмы, как показала жизнь, востребованы всегда, и их постоянно «крутят» по телевидению. Сам же он не получал за них ни копейки – ни от Российского авторского общества (РАО), ни от Киностудии им. Горького, у которой сменились хозяева.
 
Сначала режиссер вместе с коллегами обратился в Останкинский суд с требованием выплатить ему вознаграждение в соответствии со ставками, утвержденными постановлением правительства № 524 от 29 мая 1998 г. Служители Фемиды отказали, сославшись на статью ГК РФ, где говорится про композиторов, а про режиссеров – ни слова.
 
Любимов подал иск в Замоскворецкий суд и просил взыскать за трансляцию по телевидению фильма «Школьный вальс» вознаграждение в размере 1000 руб. – и получил тот же результат. Но Павел Григорьевич решил идти до конца, и если из Конституционного суда, куда он недавно направил жалобу, и если придет все тот же неутешительный ответ, он был намерен обратиться в Страсбург.
 
"Я не очень верю, что Фемида примет сторону режиссеров, да и мне в моем возрасте, наверное, уже поздно об этом хлопотать", – вздыхал 72-летний кинематографист. "Но это важно не только для меня. В советские годы во время работы над фильмом мы, участники съемочной группы, получали обычную зарплату, а после завершения картины – разовый авторский гонорар. Никаких денег за трансляции уже вышедших на экраны фильмов те, кто над ними работал, не получали. Но мы все жили в таких условиях и считали, что это в порядке вещей…"

Композиторам повезло
Времена изменились, появились новые законы, и авторам художественных произведений у нас в стране начали выплачивать гонорары. Но справедливость восстановили только по отношению к композиторам. А о режиссерах законодатели как-то не подумали. На самих композиторов Павел Григорьевич никакой обиды, конечно, не держал. По его словам, во время работы у него никогда не возникало конфликтов с авторами музыки – наоборот, было полное взаимопонимание. Саульский, Журбин, Шаинский – все понимали его с полуслова.
– Композитора я считаю главным своим соавтором. Когда решение поставить тот или иной фильм возникало у меня еще только на уровне идеи, я уже задумывался о том, какого композитора пригласить. И только определившись с автором музыки, начинал думать об операторе, об актерах и т. д.
 
Кинорежиссер и композитор во время работы неразрывно связаны, и музыка в данном случае – это не отдельно транслируемое произведение, а часть фильма. По словам Любимова, обычно он не использовал в картинах уже готовые произведения композиторов, музыка создавалась специально для его фильмов. Вообще принцип работы такой: режиссер ставит перед композитором задачу, и тот ее выполняет... " Мой фильм "Женщины" всегда показывают накануне 8 Марта, – замечал режиссер. – Помню, как только я прочитал одноименный рассказ и задумал снять фильм, мне сразу пришла на память песня Френкеля «Текстильный городок». И я понял: только Ян Абрамович сможет написать музыку для этой картины. А как было интересно работать с замечательным, талантливым Владимиром Шаинским, хотя мы и разные по характеру! Правда, поначалу у нас возникла одна сложность. Шаинский – песенник, и он мог писать музыку только вместе с текстом, отдельно не получалось. А мне в кино песни были не нужны – только музыка. Тогда я придумал вот что. Давал ему уже готовые стихотворения Бернса, Блока, и он писал к ним мелодии. В итоге получилась прекрасная музыка к картине «Школьный вальс».
 
Право имеют, а деньги – нет
"За 2008 г. РАО для композиторов собрало с телевидения 400 млн руб.", – объяснил юрист Гильдии кинорежиссеров России Игорь Лабутичев. – А между тем помимо композитора такое же полноценное право на вознаграждение от публичной трансляции советских кинолент имеют автор сценария, режиссер-постановщик, главный оператор и художник-постановщик.
 
Председатель Комитета ГД РФ Павел Крашенинников обещал учесть эту озабоченность авторов еще несколько лет назад, но, увы, не учел.
Идею Павла Любимова поддерживают и другие деятели кино – например, польский режиссер и сценарист Ежи Гофман, которому Замоскворецкий суд также отказал в иске. Когда Любимов подавал иск в Останкинский суд, к нему присоединились режиссеры Татьяна Лиознова, Владимир Фокин, Михаил Юзовский и оператор Игорь Клебанов. Но получив отрицательный ответ, они отчаялись, и только Павел Григорьевич решил идти до конца.
 
С позицией Любимова был согласен и Никита Михалков, поручивший юристам СК России разобраться в ситуации. А кинорежиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев, зная о деле Любимова, на днях послал официальное обращение секретарю Общественной палаты Евгению Велихову, в котором изложил ту же проблему.
 

смотрите также

показать больше статей