Гаев: цезарь московского подземелья

Генеральная прокуратура России требует уволить начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Его подозревают в ведении семейного бизнеса на базе ГУПа столицы...

14 Декабря 2010 14:57:04
автор: Николай Колинов
Генеральная прокуратура России требует уволить начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
 
Как сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, в ходе проверки столичной подземки были установлены обстоятельства, которые "свидетельствует о ненадлежащем исполнении руководством предприятия должностных полномочий, а в ряде случаев - и об их личной заинтересованности". ГаевПо ее словам, Гаев при исполнении своих обязанностей действовал "недобросовестно, в том числе в целях личного обогащения".
 
При Лужкове сложился семейный тандем не только на московской земле, но и под землей. Дмитрий Гаев, начальник ГУП "Московский метрополитен", входит в совет директоров компании "Ситроникс". Его сын, Владимир, возглавляет дочернее предприятие — ООО "Ситроникс Смарт Технологии" (входит в АФК "Система"). В 2006 году компания подписала контракт на поставку проездных билетов для столичной подземки. 
 
Дочь Гаева Анастасия возглавляет некую "Анника групп" (создана в апреле 2009 г.) также немыслима без метро. Бизнес Гаевой — поставки сувенирной продукции с логотипом столичного метрополитена, каналами сбыта которой выступает сеть киосков, управляемых структурой ГУПа. Вдобавок к этому Анастасия надеется расширить ассортимент, запустив линию трикотажной женской одежды, украшенной неизменной буквой "М".
 
По данным прокуратуры, различные технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП "Московский метрополитен", оформлялись как личные изобретения Гаева либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном. "Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и, начиная с 1999 года, получил 112 миллионов рублей от возглавляемого им ГУП (12 миллионов рублей первоначально и по 10 миллионов рублей – ежегодно)", - сообщила Гриднева.
 
В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса Дмитрия Гаева и других руководителей метро.
 
"В связи с этим Генеральная прокуратура РФ направила информацию в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, в которой поставила вопрос об устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также об увольнении Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП "Московский метрополитен" и взыскании убытков, причиненных предприятию", - заключила Гриднева.
 
В начале ноября Сергей Собянин на заседании правительства Москвы предложил Счетной палате провести проверку деятельности столичного метрополитена. Предложение прозвучало после обсуждения проекта плана мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок на московском метро. По словам мэра, после этой проверки стоит определиться с функцией заказчика строительства метро.
На строительство метро требуется 1,5 трлн рублей
 
Напомним, что на строительство метро Москве потребуется до 1,5 триллионов рублей.
 
Как ранее заявил мэр Сергей Собянин, инвесторы могли бы вкладывать средства в развитие метрополитена - надо построить "одного метро, стоимость которого оценивается от 0,5 до 1,5 трлн рублей". Собянин уже поручил метростроевцам перейти на поточную прокладку линий подземки и типовые проекты станций. Кроме того, необходимо пересмотреть нормативы сроков возведения новых линий и станций метрополитена. В столице будет увеличена и интенсивность строительства метро до 15 км в год.

Бесполезный монорельс
Напомним, что еще в бытность Лужкова тогда еще депутат Госдумы Александр Лебедев направил в прокуратуру города Москвы запрос о неэффективности расходования бюджетных средств при создании и последующей деятельности ОАО "Московские монорельсовые дороги", возглавляемый Гаевым.
 
По его мнению, у Прокуратуры г. Москвы имеются все необходимые по закону основания для предъявления исковых требований к должностным лицам Правительства Москвы, ответственным за принятие решения при создании и последующей деятельности ОАО "Московские монорельсовые дороги".
 
ОАО "Московские монорельсовые дороги" было создано Постановлением Правительства Москвы №108 от 16.02.1999 г. Первоначально планировалось, что монорельсовые дороги будут проложены от метро "Новогиреево" до Николо-Архангельского кладбища, от метро "Выхино" - в жилой район Жулебино, а также из Крылатского до Красной Пресни с заходом в ту пору еще проектировавшийся бизнес-центр "Москва-Сити". Однако от всех этих маршрутов было принято решение отказаться.
 
Правительство Москвы остановилось на маршруте с первоначальным названием "Тимирязевская" - "Ботанический сад". Первоначально в основу строительства был положен проект швейцарской фирмы Intamin Transportation Ltd.
 
Однако во время строительства монорельса возникшие, по мнению специалистов из-за того, что выбор зарубежной системы был произведен без достаточного технического анализа особенностей ее эксплуатации.
 
Как утверждается в запросе депутата Государственной Думы Александра Лебедева: "В разработке монорельса не было преемственности. Монорельс создавался в отрыве от существующей технологической базы отечественного транспортного машиностроения и эксплуатационной базы муниципального транспорта". В результате расходы на строительство и эксплуатацию монорельсовой дороги росли.
 
Как сказано в депутатском запросе Александра Лебедева, строительство достигло суммы, равной $50 млн. за километр трассы, вместо $4-7 млн., декларированных швейцарской фирмой Intamin Transportation Ltd. изначально. За $220 млн., затраченных на постройку ветки монорельса можно было бы провести метро в крупный спальный район, в котором проблема общественного транспорта действительно стоит крайне остро, либо закончить реализацию уже начатых проектов (для сравнения: стоимость строительства только одного перегона метро (3 км) с одной станцией может составить $180 млн.).
 
20 ноября 2004 г. монорельс принял первых пассажиров, начав работу в "экскурсионном режиме". При этом тариф на проезд был установлен в размере 50 рублей, что значительно выше цены на другие виды рельсового электротранспорта в различных городах России.
 
При этом по признанию начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева Московская монорельсовая транспортная система никогда не окупится. "Итоги создания и начала эксплуатации первой линии Московской монорельсовой траспортной системы (ММТС) повлекли за собой компрометацию идей городского монорельса как такового в глазах российской общественности.
 
От сооружения монорельса в других городах Российской Федерации на данный момент фактически отказались", - делает вывод депутат Госдумы.
 
По мнению депутата Государственной Думы Александра Лебедева, в сложившейся ситуации у Прокуратуры г. Москвы имеются все необходимые по закону основания для предъявления исковых требований к должностным лицам Правительства Москвы, ответственным за принятие решения по неэффективному расходованию бюджетных средств г. Москвы, связанному с учреждением и последующей деятельностью ОАО "Московские монорельсовые дороги".
 
Николай Колинов

 

смотрите также

показать больше статей