Кремль решает, как "травить" оппозицию на выборах

Просочившиеся в СМИ документы свидетельствуют - администрация президента жестко курирует осеннюю избирательную кампанию "Единой России" и руководит электоральным процессом в "ручном режиме".

18 Июля 2012 09:58:56

Администрация президента жестко курирует осеннюю избирательную кампанию "Единой России" и руководит электоральным процессом в "ручном режиме". Служебные записки из аппарата главы государства, просочившиеся в СМИ, рассказывают об изощренных методах подавления оппозиции на предстоящих выборах губернаторов и региональных законодателей всех уровней.

Как пишет "Новая газета", в начале июля в Кремль вызвали заместителей губернаторов, кураторов внутренней политики, руководителей избирательных штабов (ИШ), главных технологов кампании и секретарей региональных отделений (РО) партии «Единая Россия». Глав наиболее проблемных регионов, таких как Приморский край, Тверская и Ярославская области и Удмуртская Республика пригласили на совещания лично, а главу Калининградской области — "по отдельному графику". Защита проектов в Управлении президента РФ по внутренней политике проходила в двух форматах: коллективное совещание (несколько регионов вместе) и индивидуальная защита (совещание у руководителя управления Олега Морозова). Процесс контролировали 16 человек из Управления по внутренней политике и 20 — из "Единой России".

Изданию плпал в руки любопытный документ, в котором кремлевские эксперты подробно анализируют электоральную ситуацию и внутриэлитные конфликты, а также делают свои выводы и предложения "Единой России", — отчет по регионам, датированный 9 июля.

Выдавить оппозицию любой ценой

У действующего губернатора Рязанской области Николая Денина давний конфликт с экс-сенатором от Брянской области и бывшим членом фракции ЕР Эдуардом Василишиным, который участвовал в финансировании протестных акций, размещении компроматов, привлекал следственные органы к проверке руководства региона на предмет коррупции. Василишин может принять участие в контркампании против Денина и в финансировании кандидата от КПРФ. Предложение: блокировать возможное финансирование оппонента, сократить доступ к СМИ, уменьшить количество официальных мероприятий с его участием, обеспечить на период избирательной кампании его занятость альтернативными задачами и проектами.

Ряд областных СМИ неподконтролен областной власти. Подобные издания на коммерческой основе могут работать на оппозицию. С учетом запроса на обновление и электоральной усталости от фигуры Денина, оппозиция может выставить одного кандидата и перевести борьбу во второй тур. Предложение: использовать административный ресурс и исключить оппозиционного кандидата на этапе «муниципального фильтра» или же в качестве оппонента запустить технического кандидата и провести его через этот фильтр. Но тогда возникает угроза эскалации конфликта на федеральный уровень и подрыва идеи возвращения губернаторских выборов ввиду их бутафорства.

Среди оппозиционных партий только КПРФ имеет теоретическую возможность самостоятельно преодолеть «муниципальный фильтр». В этой связи опасным оппонентом может стать депутат от Госдумы РФ от Ленинградской области, член фракции КПРФ Вадим Потомский (член Комитета по ЖКХ, бывший руководитель МУ ЖКХ). Потомский финансово состоятелен, может получить материальную поддержку от Василишина и федерального КПРФ, а также от партии «Справедливая Россия». Вероятно, будет использовать тему ЖКХ как одну их доминант своей избирательной кампании (ситуация осложняется тем, что, по данным ФОМ, 53% считают, что Денин не справляется с этой темой). Предложения: добиться выдвижения местного, желательно возрастного представителя КПРФ (по сообщениям в СМИ, на местных кандидатов от оппозиции оказывается давление, чтобы они не выдвигались); начать фоновую кампанию «нам нужен свой земляк и патриот» (Потомский не имеет отношения к Брянской области); не «забыть» тему ЖКХ, не отдать ее на откуп оппоненту от КПРФ.

Ключевой риск — неполучение Дениным 50% в первом туре. В этой связи в первом туре необходимо «умное» использование административного ресурса. Информация о зафиксированных наблюдателями нарушениях на последних федеральных выборах не была обнародована только благодаря административному вмешательству.

ЕдРо могут подкосить внутренние распри

По сообщению докладчиков АП, в Калининградской области продолжает развиваться конфликт "город–область" (Ярошук–Цуканов). Данный конфликт получил новый виток на теме земли с неразграниченной собственностью. По версии главы Калининграда Александра Ярошука, губернатор Николай Цуканов хочет захватить город и использовать эту власть для реализации коммерческих проектов. Цуканов, в свою очередь, отмечает, что не может смотреть на разворовывание земель из бюджета при отсутствии стратегии развития города. В истории этого конфликта были случаи временного "примирения" обеих сторон и достигались некоторые договоренности, но фактически всегда они разрушались вследствие кулуарных интриг и негативной активности СМИ. Очевидно, что поддержание данной ситуации выгодно прежде всего потенциальным кандидатам в губернаторы и региональным СМИ (как областным, так и городским). Следует отметить, что по активности городские СМИ, подконтрольные Ярошуку, превосходят областные, работающие в интересах Цуканова. Поэтому основным агрессором здесь является город, а не область.

Похожая ситуация в Новгородской области. Губернатор Сергей Митин в конфликтных отношениях с лидером новгородской «Единой России» Сергеем Фабричным. Со стороны администрации области начата информационная война против Фабричного. В более скрытой форме существует конфликт Митина с главным федеральным инспектором Олегом Онищенко, а также с силовиками, с которыми он не смог выстроить конструктивных отношений. Данная ситуация может в ближайшее время усугубиться из-за успехов на выборах в облдуму некоторых представителей околокриминальных кругов. В последнее время начал развиваться еще один конфликт — с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым. При этом Бобрышев пытается проявлять внешнюю лояльность губернатору, ведя аппаратную борьбу.

«Патриоты России» — партия-спойлер, подконтрольная администрации области, на выборах будет играть роль технического кандидата для ЕР. Возможен также раскол в администрации региона. Возникшие внутренние конфликты постоянно решаются кадровыми заменами. Очевидно, что губернатор за все время так и не смог сформировать постоянной команды, которой можно доверять. Главным агрессором в вышеперечисленных конфликтах является глава региона, который обладает фактически абсолютным ресурсом СМИ.

Очаг стабильности

Политическая ситуация в Краснодарском край стабильная, констатируют политтехнологи. Выборы системно контролируются администрацией края. Ожидается небольшой всплеск активности КПРФ, но появление новых партий-участников избирательного процесса будет способствовать размыванию голосов оппозиции. Вхождение в движение «За Веру, Кубань и Отечество» бывшего губернатора Николая Кондратенко, авторитетного в том числе среди коммунистов и краевых старожилов, должно способствовать притоку голосов за партию со стороны традиционно левого электората. Прогноз — получение «Единой Россией» более 70% мандатов.

Кадровый резерв - фикция

Возврат избираемости губернаторов и мэров был неизбежен, уверен президент Фонда Изучения Электоральных Процессов и Электоральной Политики Андрей Миронов.

"Идея введения системы замены мэров на сити-менеджеров проваливается повсеместно, - отмечает политолог. - Тоже самое и с губернаторами-назначенцами. Составители «Кремлевского» рейтинга губернаторов провели исследования и назвали более 20 губернаторов которые в случае несменяемости поставят регионы в крайне тяжелое положение.

Многие губернаторы, назначенные президентом Дмитрием Медведевым, оказались профессионально непригодны для управления регионами. Некоторые слишком долго находились у власти и утратили хватку, не смогли реализовать то, что им было дано. А те, кто недавно у власти не поняли цели и задачи которые были возложены на них перед назначением. Их антирейтинги – это сигнал для федеральной власти к изменению принципов формирования нового губернаторского корпуса.

Ведь в случае продолжения исполнения полномочий этими губернаторами центр может потерять контроль над ситуацией в регионах. А в случае простого переназначения на эти посты других людей – через какое время ситуация просто повторится. Сегодня нет такого института кадрового резерва именно губернаторов. Есть какие-то отдельные фамилии, списки, которые формируются совершенно по непонятным законам из непонятных людей. Поэтому возврат к выборности губернаторов – неизбежен.

И это будет возврат к демократической форме правления, возврат к тому, что выбирать будут персон – личностей, ответственных за своих граждан и живущих в том же регионе. К тому же перераспределение бюджетов в сторону регионов позволит создать институт ответственности избранных руководителей за экономику в субъекте федерации.

И такой глава региона будет стараться быть эффективным менеджером. Потому что человек, наделенный своими полномочиями от народа, будет понимать, что работает для конкретного избирателя. И в случае своей недееспособности не будет иметь шанс быть просто переназначенным, по принципу лояльности к власти, а просто лишится должности".
 

смотрите также

показать больше статей