Новокуркинское шоссе накроет "Парусом"

Вслед за вечной пробкой в начале "ленинградки" подмосковные Химки ждет вторая волна транспортного цунами. Новый транспортный коллапс назревает в соседнем с Химками районе Куркино, который административно относится к СЗАО Москвы, хотя и находится за МКАДом.

17 Ноября 2010 20:06:36
автор: Павел Болтов

Вслед за вечной пробкой в начале "Ленинградки" подмосковные Химки ждет вторая волна транспортного цунами. Новый транспортный коллапс назревает в соседнем с Химками районе Куркино, который административно относится к СЗАО Москвы, хотя и находится за МКАДом.

Центром "тайфуна" может стать возводимый на развилке Куркинского и Новокуркинского шоссе торгово-развлекательный центр "Парус", который будет местом притяжения для тысяч покупателей.

ТЦ "Парус"

Одна из многих градостроительных ошибок предыдущего мэра столицы может создать транспортную проблему для подмосковных жителей, в первую очередь, для проживающих в Химках.  Для войны с заторами Сергей Собянин и Борис Громов объединили усилия и обсудят совместные решения завтра в подмосковном Красногорске на объединенной коллегии двух правительств – Москвы и Подмосковья.  Многолетнее личное противостояние Лужкова и Громова отразилось, в том числе, и на организации дорожного движения. Из-за амбиций бывших московских властей страдают не только столичные водители, но и жители прилегающих к мегаполису городов: Химок, Красногорска, Балашихи и многих других.

Одним из самых серьезных транспортных заторов в Подмосковье без преувеличения можно считать пробку в Химках. Причем ранним утром и вечером движение встает не только на "Ленинградке", но и на всех прилегающих к городу магистралях. Причины на лицо – явно излишнее количество торговых центров и как следствие неверно спланированных съездов, а также несанкционированные парковки.

ТЦ Парус Куркино

И это проблема не только Химок. В соседнем районе Куркино (а это уже Москва) продолжают возводить объекты, мешающие движению. Например, построенный и готовящийся к сдаче новый торговый центр "Парус" в Куркино, возводимый группой Midland Development может стать прорвавшейся плотиной на пути автомобильного трафика. Согласованный с префектурой СЗАО Москвы, новый РТЦ строится не где-нибудь, а в самом центре транспортной развязки - на пересечении Куркинского и Новокуркинского шоссе. А всего лишь в километре от этой дороги начинается МКАД! Получается, что весь транспорт, образовавший эту пробку, неминуемо выльется и в без того перегруженное московское кольцо.

Теперь жители окрестных домов опасаются, что когда новый торговый центр начнет работу, дорога, ведущая из Москвы в Химки, встанет намертво. Судя по техническим характеристикам, семиэтажный "Парус" обладает парковкой лишь на 370 м/м. Но главное - торговый комплекс не имеет разгонной полосы, и въезд в него довольно узкий. А это значит, что очередь из автомобилей неминуемо собьет весь ритм движения автомобильного потока. К тому же если вдоль дороги развернется стихийная парковка из автомобилей, не уместившихся или не желающих ехать на подземную стоянку, пробка на этом участке будет неизбежна.

Достанет ли политической воли у нового мэра разобраться еще и с этой ситуацией? Пока ТЦ не запущен в эксплуатацию, застройщика можно обязать доработать проект с учетом дорожной обстановки, соорудить правильные съезды и выезды. Это серьезные дополнительные затраты, и большой вопрос - найдет ли группа Midland Development эти средства. Строить "Парус" начали еще в конце 2006 года, а закончить стройку предполагалось в 2008 году. Но то ли финансовый кризис внес свои коррективы, то ли работы затянулись, но теперь сдать объект планируют не раньше 2011 года.

"Здесь на весь район нет крупных центров с кинотеатрами, ресторанами, думаю, что не только все Куркино, но и все Химки будут тут ошиваться, - считает жительница соседнего дома Марина Степанова, - тут вечером не проехать, а когда "Парус" этот откроют, точно все встанет, к тому же в киллометре от нас МКАД, значит все будет стоять прямо до кольца".

Еще один непонятный объект, похожий на торговый центр строят неподалеку, но уже в Химках. На пересечении проспекта Мельникова и ул. Дружбы достраивается двухэтажный торговый комплекс. Причем объект возводится без каких-либо опознавательных знаков. На щите, где должен висеть плакат с указанием компании-застройщика, подрядчика и т.д.,  красуется голый лист фанеры. Поэтому и неудивительно, что о соблюдении каких бы то ни было строительных норм тут говорить не приходится. Ни парковки, ни подъездов тут явно не предвидится.

Химки

Затруднить движение транспорта может даже обычный сигаретный киоск или палатка с цветами. Притормозив около нее, водитель нарушает интенсивность движения целых двух рядов – своего и левого, когда стоящие сзади участники движения начинают объезжать его.

Со всем этим придорожным "мусором" нужно бороться. Об этом газете "Неделя" рассказал зампред правительства – министр транспорта Московской области Петр Кацыв. "Уличная сеть и так работает с перегрузом, нужно строить больше "карманов" для автобусных остановок, полос для разгона". Петр Кацыв также заявил, что в Подмосковье будут ликвидированы излишние съезды с трасс. Из 2038 объектов, обследованных в Московской области, больше половины – 1507 - построены с нарушениями существующих норм. "Эти съезды появились в 90-е годы, когда порядок в стране только устанавливался, а по правилам, такие "своротки"  должны быть не чаще чем через 5-10 км, - говорит Петр Кацыв. - С нарушителями действующих норм  будем бороться жестко – вплоть до закрытия съездов".

Так же считает и заместитель мэра столицы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов. По его мнению, некоторые съезды на МКАД построены с нарушением норм. "Дело в том, что нередко при строительстве рассчитывается, что въезжать на территорию торгового центра будет меньшее количество машин, чем потом оказывается на самом деле, в результате чего у подобных съездов могут возникать пробки, - говорит Лямов, - в связи с этим нужно перестраивать не соответствующие нормам съезды". В частности он считает, что нужно строить съезды с магистрали длиной около 500-700 м, чтобы автомобили снижали скорость уже при съезде и не тормозили общий поток.

Ларьки

Между тем, силами только Московской области решить проблемы удается не всегда.. По логике, дороги нового района Куркино были призваны стать магистралями, работающими "на вылет" из области. Но этого не произошло. Почему?

На этот вопрос нам ответил руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, эксперт в области теории транспортных потоков Михаил Блинкин. "Это студенческий курс транспортного планирования, его проходят на втором курсе, главный вопрос – это увязка стратегии землепользования и стратегического транспортного планирования, - говорит эксперт, - грубо говоря – это резервирование земель, для того чтобы развивать транспортную систему: метро, трамваи или расширять автомобильную дорогу". Причем, по словам Блинкина, по правилам застройки и землепользования записано, как в воинском уставе – если есть дорога, то резервирование земель должно производиться обязательно. "А мы обочины федеральных трасс продали под торговые комплексы, - считает Блинкин, - а ведь простая логика: если транспортного ресурса на данном пятачке земли хватит на 6-этажный дом, не стройте там 26. Такие правила записаны в Генплане Москвы до 2015 года".

Значит, Генплан Москвы до сих пор никто не соблюдает. А ведь простое следование градостроительной политике могло бы помочь решить эти задачи. В Подмосковье ситуация немножко другая. Там в черте населенных пунктов придорожные полосы не предусмотрены. В области земельными участками распоряжаются муниципальные местные власти. А поскольку в радиусе 30 километров от МКАД  жилая застройка очень плотная, города, поселки, деревни вдоль трасс фактически друг с другом сливаются – вот и получается сплошная, густо населенная агломерация. Где уж тут уследить за придорожным строительством?

Как исправляют ситауцию, есть хороший пример. Два года назад было расширено Ярославское шоссе, построена  современная развязка Мытищи-Королев.  На небольшом отрезке дороги количество полос в каждом направлении было увеличено до шести. Стало лучше? Да. Но только на данном отрезке. Пробки переместились в другое место - в  поселок Тарасовкий, где теперь запланировано строительство объезда. О нем говорится лет шесть. По прикидкам, строительство обойдется в 20 млрд. рублей.  Такова цена ликвидации одного "бутылочного" горла.

Павел Болтов

смотрите также

показать больше статей